В далеком 2010 году ныне небезызвестная, а тогда только образовавшаяся Illumination Entertainment выпускает свой первый и весьма успешный коммерческий проект, который имел неплохую задумку, но не самую лучшую реализацию. В то же время анимационную ленту всё равно нельзя было назвать плохой — мультфильм чему‑то пытался учить хоть и не был прорывным в плане анимации и других аспектов, в которых варился. В коммерческом плане лента была весьма и весьма успешна, зарекомендовав студию на рынке кинопроизводства.

Тремя годами позже выходит вторая часть, прямое продолжение, действие которого трудно вспомнить даже после просмотра — настолько картина простенькая. Почти при таком же бюджете, что и первый «Гадкий Я», вторая часть собирает в прокате практически в два раза больше, что и даёт окончательное направление студии — делать деньги и особо не стараться.

Ещё двумя годами позже выходит приквел и одновременно спин‑офф серии, повествующий об основных источниках дохода и известности мультфильма как такого — миньонах. И всё при таком же бюджете фильм собирает в прокате миллиард долларов, что ставит его на одну планку по сборам со «Зверополисом» и «В поисках Дори». На этом ровня заканчивается, потому что даже простой зритель осознаёт, что картина, мягко говоря, не очень. Но дети просят, а значит — продастся. И продаётся, но желтые штуковины начинают подбешивать.

И ожидаемо летом 2017 года выходит четвёртый мультфильм серии, по существу являющийся триквелом. И Illumination Entertainment  в первую же неделю отбивает всё тот же бюджет, но по‑прежнему не очень‑то и старается для зрителя, повторяя историю всех мультфильмов своей серии. И вот почему.

Сюжет картины прост: внезапно у Грю оказывается есть брат‑близнец, с которым нужно непременно встретится и попутно остановить очередного злодея, покусившегося на жителей города. Картина имеет незамысловатый слоган в оригинале «Oh brother», который наши дорогие прокатчики перевели как «Такие разные близнецы». Чем они думали, когда лепили такую отсылку к самому ужасному фильму Сэндлера, остаётся загадкой.

Основная проблема повествования даже не в простоте, а в том, что помимо основной сюжетной линии, где Грю и его братец пытаются справиться со злодеем, обиженным в детстве Голливудом и пубертатным периодом, есть сюжетная линия с миньонами — ведь мерч продавать всё‑таки нужно — и детьми. Если вырезать обе, то хронометраж потеряет примерно половину времени, но не смысловую составляющую.  А когда полный метр работает подобным образом сценариста стоит уволить. Первый подсюжет с миньонами нацелен на продажи запатентованной продукции и гэги, которые работают в целом неплохо, если бы были отдельной короткометражкой. Про второй подсюжет и сказать нечего. И даже при такой политике было бы смотрибельно, если бы сюжетные линии влияли друг на друга, но нет — перед нами скорее трёхсерийный мультфильм, который грамотно слеплен монтажёром в полуторачасовой фильм — глаза переходы не резали.

Второй немаловажной проблемой является откровенная лень аниматоров. Несмотря на то, что картинка выглядит яркой даже в формате 3D, особого отличия от предыдущих проектов не видно. Никак не изменился и дизайн персонажей — особенно это заметно по девочкам, которые не только застряли во времени и перестали расти, но и не меняли одежду со времён, как их взяли из детдома в первой части.

Но персонажи не развиваются не только внешне — даже несущественных изменений в характере не происходит. Что в свою очередь лишает зрителя возможности сочувствия главным героям. И второстепенным тоже, но те совсем уж блеклые и совсем уж второстепенные. Мультфильм пытается показать проблему принятия детьми новой матери и её попытки завоевать уважение, но делает это плохо (в противовес стоит поставить недавнюю кукольную анимацию «Жизнь Кабачка»). Пытается показать преданность работе и близким отношениям, но и в этом проваливается (тут можно вспомнить о «Зверополисе»).

Анимационная лента берёт несколько направляющих, но ни одну не старается привести к логическому завершению. За некоторые диалоги и действия героев становится откровенно неловко, даже если исключить «пукальные» шутки миньонов во вступлении, висящего на одной жевательной резинке Грю над городом и чересчур странную подачу отношений между братьями.

Из плюсов хочется отметить музыкальное сопровождение, местами играющее на ностальгии, и главного злодея мультфильма — он сильно похож на Вектора из первой части, но концепция показалась интересной и даже мотивация была.

Всё вышенаписанное можно попытаться оправдать тем, что это мультфильм для детей, но хочу отметить: мультфильм для детей задаёт картине планку выше, чем среднестатистический выстрел Голливуда, потому что анимационная лента во многом воспитательный элемент. Что нам наглядно демонстрируют далеко неглупые картины как «Король Лев», «История игрушек», «Унесённые призраками» и т.д. — это мультфильмы, которые правильно расставляют приоритеты и становятся интересными не только детям, но и взрослым. Они запоминаются, потому что делались не только ради коммерческого успеха — студии хотели, чтобы их детище запомнили. И, как показывает время, у них получилось.

За навязчивой рекламой серии и алчностью киноделов подходя к выводу о мультфильме забываешь. И это ожидает многих — тут не о чем поразмыслить и нечего обсудить.

Третья часть «Гадкого Я», возможно, лучше предыдущей. Мультфильм уже отбивает свой небольшой бюджет в четыре раза — и это всё за две недели проката и исключая подстёгнутые продажи жвачек, рюкзаков, игрушек и прочей атрибутики с героями. Но анимационные ленты (в том числе для детей) всё‑таки должны быть иными. Новинка явно не стоит похода в кино. И если оглядываться на подход студии и личные впечатления, то более чем домашний просмотр картина не заслуживает. Какие старания, такая и оценка.