В России вступил в силу закон о регулировании деятельности мессенджеров, принятый еще летом 2017 года. Он предписывает допуск к сервисам обмена сообщениями только тех пользователей, которые идентифицированы с помощью абонентского номера телефона. Происходить это будет на основании договора между мессенджером и оператором связи.

За нарушение этого закона предусматривается штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Помимо идентификации всем мессенджерам необходимо организовать техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей, а также обеспечить возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти. Последние также смогут пресекать массовые рассылки и передачу сообщений, содержащих неправомерную информацию.

В теории одна из основных задач принятого закона — защитить пользователей от рассылки спама. Правда, понятие спама, судя по всему, станет куда более обширным.

Интернет‑омбудсмен Дмитрий Мариничев не видит особого смысла в принятом законе, так как крупные мессенджеры и без того идентифицируют пользователя по номеру телефона с целью защиты доступа к его персональному аккаунту. Самому сервису все равно, кто из лиц конкретно является владельцем аккаунта, важно соблюсти то, что лицо должно доказать свои права на аккаунт — именно для этого и нужен телефонный номер. Закон же пытается идентифицировать непосредственно гражданина, который пользуется тем или иным мессенджером.