Так ли страшен ГЛОНАСС, как его малюют?

Ни одна новость касающаяся отечественной навигационной системы ГЛОНАСС не проходит без массовой истерии в СМИ и Интернете. Тысячи высказывания от «Ах, дни GPS сочтены!» до «Ах, проклятые чиновники огнем и мечом насажают отечественную разработку!». Если же попробовать взвешенно разобраться в вопросе, то получается что истерик и эмоций в подобных крайностях несоизмеримо больше, чем разумных, здравых суждений…

Нынешний уровень развития технологии ГЛОНАСС не позволяет поставить модуль-приемник, работающий с сигналами этой системы, на потребительское устройство. Спутники ГЛОНАСС у нас, конечно, летают. И хотя группировка не сформирована на 100% в отличие от спутниковой группировки GPS, но практически смысл даже в таком виде система имеет весьма внушительный.

Во-первых, сразу только кошки родятся. И стОит напомнить читателю, что у той же системы GPS не было «10 лет забвения», которые были в 90-х у ГЛОНАСС, когда практически готовая и работоспособная система сама собой развалилась до состояния минимальной работоспособности.

Во-вторых, даже при условии отсутствия 100% покрытия всей территории Земного Шара, ГЛОНАСС может быть реально полезен потребителям.

В сверенных широтах ввиду особенностей построения спутниковой группировки сигнал GPS ловится не стабильно. А над Северным Полюсом, вблизи которого, кстати, проходят большинство трансатлантических авиарейсов из России в Северную Америку, GPS-сигнала вообще нет. ГЛОНАСС лишен подобных недостатков.

Представьте себе, что Вы передвигаетесь в районе высотной застройки или в горном каньоне. Справа и слева – отвесные стены домов или горы. Сверху виден участок неба, на котором навигационный прибор ловит всего 2 или 3 спутника GPS – этого не достаточно, чтобы определить координату и скорость движения объекта. Если же в том же ограниченном участке неба видно еще хотя бы 2 спутника ГЛОНАСС, используя сигнал двух систем одновременно, становится возможным определить координату объекта.

Не стОит забывать и о вопросах национальной безопасности. Системы спутниковой навигации через десяток лет станут такой же необходимой частью инфраструктуры любого развитого государства, как электросети, дороги, сотовая связь и Интернет. Экономика не может успешно развиваться без спутниковой навигации. Ставить же свою экономическую мощь всецело в зависимость от кнопки выключения GPS, которая находится, как известно, у Американцев и которую они уже несколько раз нажимали (бомбардировки в Югославии, война в Ираке) – не разумно и недальновидно. Лишь несколько государств в мире обладают технологиями и финансовыми ресурсами, необходимым для запуска своей спутниковой навигационной системы. Всем остальным остается использовать сигналы нескольких систем одновременно – русские вряд ли когда-нибудь договорятся с американцами об отключении от сигнала навигации какой-то «нерадивой» страны.

Таким образом, весьма и весьма некорректно противопоставлять российскую систему ГЛОНАСС, американской GPS, сравнивая из, что называется «в лоб». Гораздо корректнее говорить о совместном использовании двух систем: в этом есть и технологический, и экономико-политический плюс.

Если спутниковая группировка ГЛОНАСС худо-бедно, но работает, но на земле, в плане потребительского оборудования, принимающего сигнал, все не так просто.

Пока отечественные технологии производства навигационных приемников отстает от GPS, как минимум, по энергопотреблению, физическим размерам и цене готовых изделий. Приемник GPS/ГЛОНАСС на сегодня – это электронная плата с микросхемами размером размерами примерно 30х40 мм. Для сравнения – тот же функционал в стандарте GPS умещается в одной микросхеме 3х4 мм. Энергопотребление приемника GPS/ГЛОНАСС сегодня таково, что любое мобильное устройство проработает с ним не более 5 минут. Кроме того, технология ГЛОНАСС предъявляет повышенные требования к антенне (еще 20х20 мм как минимум). Да и цена ГЛОНАСС приемников сегодня на порядок выше GPS-аналогов (от $60 – по сравнению с $7-10). В такой ситуации сегодня ГЛОНАСС оборудованием могут оснащаться лишь объекты, которые не требуют миниатюрных решений (системы транспортной логистики и мониторинга, корпоративные системы, автомобили экстренных служб, МЧС, танки, самолеты, корабли и пр.). Говорить о производстве полноценного потребительского оборудования класса смартфонов-коммуникаторов или авто навигаторов с поддержкой системы ГЛОНАСС пока, по меньше мере, преждевременно.

Исходя из вышесказанного все нынешние разговоры о «задавливании» ГЛОНАСС рынка GPS – абсурд. Это все равно, что говорить о конкуренции между сталелитейным заводом и ювелирной мастерской (хотя оба занимаются одним делом – металлообработкой). От любого «задавливания» рынка GPS-оборудования (введения пошлин и т.п.) рынок ГЛОНАСС-устройств нисколько не выиграет – ему просто нЕчего сейчас предложить отечественному потребителю. И введением пошлин эту проблему не решить. В правительстве, где периодически всплывают подобные идеи, это хорошо понимают и с введением протекционистских мер не торопятся.

Сейчас в ряде российских компаний (прежде всего в КБ «Навис», лидирующем российском разработчике навигационных приемников – до 70% рынка) ведутся работы над миниатюризацией приемников ГЛОНАСС. Точнее над выпуском приемников нового поколения: на смену электронным платам придут чипсеты (одиночные микросхемы). Осенью прошлого года тестовая партия чипсетов нового поколения (физические размеры 9х11 мм) была передана на тестирование нескольким партнерам компании. О серийном производстве чипсетов пока говорят только в будущем времени – компания планирует начать серийный выпуск приемников нового поколения в середине 2010 года. До конца года планируется выпустить порядка 300 тыс. штук. Даже если все пойдет, как запланировано, массовое производство появление серийных потребительских устройств с поддержкой системы ГЛОНАСС на новом приемнике можно ждать не раньше начала-середины 2011 года. Обратите внимание, что речь пока идет только об классических автонавигаторах, о появлении мобильников или коммуникаторов с поддержкой ГЛОНАСС пока можно и не мечтать – это дело более отдаленного будущего. Текущие характеристики (прежде всего, размер) нового приемника хотя существенно ближе к GPS-аналогам, чем характеристики любых приемников предыдущего поколения, но все равно отстают от последнего.

Как уже было сказано, не правильно и не корректно противопоставлять GPS и ГЛОНАСС. Уже упомянутое КБ «Навис» делает ставку на много стандартные приемники, справедливо полагая, что ГЛОНАСС – это хорошо, а GPS + ГЛОНАСС + европейская Calileo + китайская Compass – еще лучше. Новые приемники изначально будут поддерживать сигналы всех указанных систем, хотя европейская и китайские навигационные системы пока еще находятся в очень ранней стадии развертывания – на орбитах находится по 1-2 спутника.

Разговоры о заградительных пошлинах на устройства с GPS пока остаются разговорами. Даже если Минпромторг «озвучил соответствующие планы», не стОит воспринимать это как реалии завтрашнего дня. В правительстве прекрасно понимают, что любое увеличение налогового бремени на GPS-оборудование– это удар по рынку навигации в целом. В том числе, по рынку ГЛОНАСС-систем, которые используют те же навигационные карты, навигационное ПО и сервисы, что и потребительское оборудование с GPS. А последние разрабатываются исключительно на деньги, приходящие с рынка GPS-систем: рынок ГЛОНАСС пока еще слишком мал, чтобы «кормить» такие разработки, хотя их результаты ГЛОНАСС системы используют уже по полной программе.

Какими бы заядлыми русофилами не были бы чиновники, резать курицу, несущую золотые яйца, они не станут.

Поэтому повышать пошлину на устройства с GPS имеет смысл только тогда, когда у потребителя будет иметься разумная альтернатива со стороны ГЛОНАСС. Точнее, ГЛОНАСС-GPS – речь всегда идет именно о двухсистемных приемниках. Значит, пошлины, скорее всего, будут повышать не на те навигаторы, «в которых есть GPS», а на те, в которых «нет ГЛОНАСС». А теперь внимание, вопрос. Покупая себе новый навигатор, вы выберите более дорогой, который работает только с GPS или более дешевый, который поддерживает и GPS и ГЛОНАСС?



Марина Рожкова
независимый специалист
рынка мобильных гаджетов и
систем GPS/ГЛОНАСС навигации