На Nintendo Switch с задержкой в неделю по сравнению со Steam, PlayStation 4 и Xbox One вышел необычный «рогалик» Crawl, хорошо подходящий для веселой компании из четырех товарищей, любящих сделать друг другу гадость. В нем вам предстоит не только прорваться сквозь подземелья и спасти мир от надвигающегося апокалипсиса, но и попутно побороться с друзьями за одну на всех человечность.

Титульная картинка Crawl

Недобрая история каждого забега в Crawl начинается с того, что четыре товарища‑героя, управляемых геймерами, во время привала в подземелье сходят с ума и начинают резать друг друга. В итоге этой кровавой бани в живых остается только один, остальные же превращаются в бесплотных духов, привязанных к счастливчику и следующих за ним везде.

Но такой ли уж счастливчик выживший, оправившийся от случившегося и продолживший поход в многоэтажное подземелье, генерируемое случайным образом? Ведь бывшие соратники, а ныне духи, получили возможность вселяться в предметы вокруг. Теперь героя Crawl будут преследовать летающие коробки, прыгающие сундуки с золотом, пытающиеся сбить с ног телеги и, конечно, убийственные ловушки.

Впрочем, все это опытный приключенец осилил бы без повреждений, но вот беда, мстительные духи получили возможность вызывать из начертанных на полу пентаграмм адских монстров и управлять ими! Неуклюжий имп, скелет‑лучник, какая‑то непонятная ползучая ерундовина, паук — эти и другие щуплые монстры достанутся им на старте. Каждый раз они выбираются случайным образом из трех выданных в начале забега.

Вот тут мы и подошли к самой интересной механике Crawl. Если герой все же погибает под ударами монстров и ловушек, то нанесший ему последнюю рану призрак восстанавливает свою человечность, а умерший встает в ряды зловредных духов! Так герои и двигаются от этажа к этажу, попутно прокачиваясь, а также закупаясь во встречаемых магазинчиках оружием, магией и автоматически активируемыми артефактами.

Интересное действо происходит между этажами: там игроки на собранную в образе призраков протоплазму могут прокачать вызываемых монстров! Для любого из них на каждой ступени прокачки есть две ветки, но чем дальше развиваешься, тем дороже становится очередной апгрейд. Так что иногда лучше сэкономить протоплазму на следующий переход между этажами и вложить ее в максимальный уровень любимого чудовища. Например, упомянутая выше ползучая ерундовина может стать огромным бехолдером, ставящим временные стены и бьющим щупальцами из‑за них по герою. Вот только никто не обещает, что на очередной пентаграмме игроку выдадут именно его, а не того, которому уделялось меньше внимания при прокачке.

Однако за конкуренцией не стоит забывать о главной цели каждого забега в Crawl, то есть победе над глобальным злом. В его роли обычно выступает древний бог или реликтовое чудище, вариантов несколько и активный опять же выбирается случайным образом. Попасть к финальному боссу можно через портал и только при достижении героем  минимум 10 уровня. Туда же переносятся и злые духи товарищей, участвующие в баталии, конечно, на стороне глобального зла.

Сражения с финальным боссом всегда многофазные и требующие каких‑то хитрых действий, а не простого долбежа по нему оружием и супером. Иногда это убийство жреца, открывающее доступ к слабому месту, иногда запуск ползающих вокруг взрывных личинок и так далее. У игроков только три попытки, каждая немного ломает портал, после чего чудовище вырывается наружу и подминает под себя весь мир.

Crawl чертовски динамичная игра, на экране постоянно происходит кавардак, поэтому уследить за своим персонажем и противниками иногда непросто, даже с учетом цветового разделения. И это несмотря на то, что для управления каждым героем/призраком нужен лишь стик и две кнопки. Так что джойконов Nintendo Switch для игровой сессии вдвоем достаточно, а вот если желающих принять участие больше, то придется докупать контроллеры.

Графически Crawl выполнена в Pixelart‑стиле, однако это не закос под 8‑ и 16‑битные игрушки. Несмотря на повсеместное намеренное использование крупных пикселей, все объекты в игре снабжены качественной анимацией с эффектами, каких сложно было добиться во времена старых консолей. Звук в Crawl тоже на высоте, музыкальная подложка вполне ожидаемо чиптюновая, сумасшедшая и очень динамичная, как и геймплей.

Как‑то ничего уж очень плохого про Crawl сказать и не получается, это действительно предельно легкая по вхождению, но очень веселая игра для компаний. Более того, если друзей рядом нет, всегда можно побегать по подземельям с ботами, сложность которых настраивается. Пожалуй, в недостатки можно записать разве что однообразие оформления уровней, что может сказаться на реиграбельности.

Купить Crawl для Nintendo Switch за 999 рублей

Купить Crawl для PlayStation 4 за 1 069 рублей

Купить Crawl для Xbox One за 599 рублей

Купить Crawl в Steam за 349 рублей